Оптимизация оргструктуры: как определить целесообразность

В кризисных ситуациях, как показывает практика, первое, о чем задумываются компании, это оптимизация организационной структуры, которую рассматривают как возможность решить одновременно как вопросы сокращения расходов, так и роста доходов. Насколько оправданы эти ожидания?

Действительно, грамотно выстроенная организационная структура очень важна для успеха компании хотя бы потому, что устранит в той или иной мере проблемы взаимодействия сотрудников, позволит выявить задублированные функции и избавиться от балласта, высвободить руководителей от рутинной работы, более эффективно распределить персонал в соответствии с уровнем квалификации и личностными качествами работников. Важно заметить, что проблемы, вызванные противоречивостью или конфликтностью целей компании, не могут быть решены только за счет оптимизации оргструктуры.

Оптимизация оргструктуры может носить частичный характер, затрагивая только часть функций компании (например, продажи), однако чаще всего изменениям подвергаются так или иначе все функциональные области.

Насколько структура компании оптимальна, нуждается ли она в изменении, можно определить несколькими способами, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы.

Способ первый - на основе отраслевых показателей

Для того, чтобы использовать этот способ, необходимо получить данные конкурентов, и сравнить их и свои показатели. Величина затрат конкурентов определяется, например, через оценку численности персонала, среднюю заработную плату, объем продаж и других данных, полученных из открытых источников. 

Этот способ, к сожалению, показывает лишь относительную оптимальность. Например, если компания-конкурент еще более неэффективна, то "хорошие" собственные показатели ни о чем не говорят.

Способ второй - на основе внутренней информации

Независимо друг от друга руководители подразделений и ключевые сотрудники заполняют заранее разработанный опросник, включающий в себя оценку, например, по балльной системе тех или иных функций, выполняемых сотрудниками компании, начиная от управления на всех уровнях и заканчивая, например, квалификацией сотрудников. На основе данных опросника вычисляется средняя оценка по компании.

Слишком низкие и слишком высокие оценки являются предпосылкой для оптимизации оргструктуры.

Этот способ, к сожалению, не выявляет эффективность взаимодействия компании с рынком. Дружный, хоть и не эффективный, коллектив сотрудников покажет "хорошие" оценки.

Способ третий - на основе внешней оценки

В компанию может быть приглашен консультант для определения целесообразности проведения оптимизации оргструктуры. В зависимости от размера компании работа может занять, в среднем, от 2 рабочих дней до 2 недель. 

Этот способ, к сожалению, также имеет ограничения. Консультант заинтересован в крупном проекте, каким и является оптимизация, поэтому его выводы могут быть недостаточно объективными.

 

Не стоит упускать из вида, что эффективность компании лишь в некоторой степени зависит от формальной структуры. Как я писала ранее, в компании может существовать альтернативный "центр власти", и не один.

Несмотря на минусы третьего способа оптимизации оргструктуры, именно он применяется чаще других по следующим причинам:

  • для проведения оптимизации нужен объективный взгляд со стороны, а собственный взгляд, что называется, "замылен";
  • если ранее компания не проводила на регулярной основе сбор, обработку и анализ отраслевых показателей для учета эффективности, проще это сделать за счет аутсорсинга;
  • объем работы по оптимизации оргструктуры весьма значителен, поэтому полностью самостоятельное проведение оптимизации руководителем компании в сжатые сроки невозможно.

Безусловно, какой бы способ проведения оптимизации оргструктуры вы бы ни выбрали, предварительно необходимо определить цели и стратегию компании.

С уважением,

Елена Скуратова

 

 

Публикации по теме:

  1. Почему компании нужна четкая стратегия?
  2. Решать проблемы развития компании на совещаниях – ошибка или нет?

 

Смотрите также:

Закрепление агентов за клиентами: какой подход выбрать?Сколько «стоит» ваш клиент: о важности измеренийУдачных рекламных ходов: реклама, которая работает
Закрепление агентов за клиентами: какой подход выбрать?Сколько «стоит» ваш клиент: о важности измеренийУдачных рекламных ходов: реклама, которая работает

 

управление Все статьи Все статьи
comments powered by HyperComments