Конкурентный анализ отрасли

Идти или нет в этот бизнес? Как выстраивать свою стратегию, чтобы быть прибыльным?

Есть множество инструментов, которые позволяют провести такой анализ. Например, стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции, которая была описана Майклом Портером, профессором Гарвардской бизнес-школы в 1979 году. 

Эта модель характеризует динамику конкурентной борьбы в отдельно взятой отрасли, а рассматриваемые 5 сил, совместными усилиями формируют отрасль.

Что это за силы?

Количество конкурирующих компаний в отрасли

Внутри самой отрасли компании борются за долю на рынке, пытаясь привлечь на свою сторону потребителей, переманивая их от конкурентов. Чем больше компаний, тем острее конкурентная борьба, приводящая в результате к тому, что прибыльность данной отрасли стремится к уменьшению.

Поставщики

Поставщики – это организации и лица, обеспечивающие необходимый вклад в производство товара, создание услуги.

Они могут быть достаточно крупными для того, чтобы отстаивать свои собственные интересы и добиваться выгоды при переговорах с компанией, либо объединить свои усилия для коллективной борьбы за свои интересы. В этом случае, они могут уменьшить прибыли компаний, пользующихся их услугами (товарами).

Покупатели

Покупатели, клиенты – те, кто приобретает вашу продукцию или услуги.

Рентабельность отрасли зависит от количества покупателей, их платежеспособности. Чем меньше покупателей, тем легче им влиять на ценовую политику компании.

Если покупатели могут объединяться для закупок, это также может повлиять на снижение цен на товар или услугу.

Новые игроки на рынке

Допустим, на рынке сейчас немного конкурентов, и рынок выглядит достаточно привлекательным. Стоит ли расслабляться?

Нет, ведь такой рынок может привлечь новых игроков, которые будут пытаться отнять долю у уже действующих там компаний. Это можно сделать путем предоставления, например, покупателям определенных выгод (скидок), путем заключения преференциальных договоров с покупателями и поставщиками и т.д.

Замещающие товары

Даже если по всем остальным пунктам всё хорошо, нельзя спать! Со временем, практически любой товар или услуга могут быть заменены другим товаром, закрывающим потребности покупателя. Например, автомобиль может замещать авиа- и железнодорожные перевозки и так далее.

Только регулярный и непредвзятый анализ ситуации в отрасли может стать полезным инструментом для выявления рисков, адекватных ответов на действия конкурентов и защиты своих собственных интересов.

С уважением,

Елена Скуратова

 

 

Публикации по теме:

  1. Сколько «стоит» ваш клиент: о важности измерений
  2. Удачных рекламных ходов: реклама, которая работает

 

Смотрите также:

Кто должен разрабатывать стратегиюОптимизация оргструктуры: как определить целесообразностьЗакрепление агентов за клиентами: какой подход выбрать?
Кто должен разрабатывать стратегиюОптимизация оргструктуры: как определить целесообразностьЗакрепление агентов за клиентами: какой подход выбрать?

 

маркетинг Все статьи Все статьи
comments powered by HyperComments